Berlinale. P.S. О фильмах программ Forum, Generation 14plus и Perspektive Deutsches Kino
Berlinale. P.S. О фильмах программ Forum, Generation 14plus и Perspektive Deutsches Kino
Поделиться:
27 февраля 2015
Beira-Mar / Seashore (Филипе Матцембахер, Марсио Реолон, Бразилия, 7/10). Двое парней, Мартин и Томаш, едут в небольшой городок на берегу океана близ Порту-Алегри, где проводят уик-энд. Они гуляют по городу и отдыхают на вечеринках, но основная цель поездки – уладить имущественные дела отца Мартина. Тот давно порвал с семьей (причина остается за кадром) и посылает сына, дабы самому не появляться в родительском доме. К слову, на контрасте двух домов – халупы, где живет семья отца, и шикарного особняка на берегу, где останавливаются парни, становится ясно, что преуспевающий сын не помогает близким – либо они сами отвергают эту помощь. Не очень-то часто, судя по всему, навещает бабушку и Мартин. Ему очевидно некомфортно, и тем ценнее поддержка друга – Томаш не вникает в подробности, он “за Мартина” по умолчанию. Еще один герой фильма – океан (пусть название переводится и как “Берег моря”). Здесь это очевидно враждебная стихия – Мартин рассказывает, как в детстве заблудился на пляже. И в то же время - символ взрослой жизни, которая буквально окатывает продрогшего героя, преодолевшего прежние комплексы и страхи. К. (Emyr ap Richard, Darhad Erdenibulag, Китай-Великобритания, 7/10). Хотите довести «Замок» Кафки до еще большего абсурда – снимите его в Монголии. Именно на фоне монгольской степи мы впервые видим К. в этом фильме. Затем – почти все строго по тексту. Прибытие в деревню, управляемую «замком». Сцена в гостинице. Появление «помощников» - Артура и Иеремии. Работа в школе за неимением вакансии землемера. Фрида и Ольга тоже имеются. В общем, оригинальности здесь маловато, зато откровением стала игра монгольских актеров. Видимо, что такое бюрократия они знают не понаслышке.
Лето на первом этаже / Im Sommer wohnt er unten (Том Зоммерлатте, Германия-Франция, 8/10). Матиас живет в отцовском доме с подругой Камиллой и ее сыном Этьеном; он не работает и не больно-то задумывается о будущем, но в целом добрый и позитивный малый. Загорает, учит «пасынка» плавать, в общем, наслаждается летом. Идиллию нарушает приезд старшего брата. У того все как надо: собственный бизнес, независимость от родителей, жена. Давид - безусловный авторитет для Матиаса. Он тут же заставляет Камиллу увезти сына к родителям («Мы сюда отдыхать приехали, так что никаких детей!»). И Матиас ничего не может возразить. И даже вынужден освободить свою комнату на втором этаже, поскольку именно в ней привык останавливаться старший брат. Две семьи настроены враждебно друг к другу, причем конфликт развивается не между братьями (Матиас привык быть вторым номером и во всем уступать старшему), а между Даивдом и Камиллой. Именно они - «активные начала». Мы видим, что Камилла заправляет тюфяком-Матиасом, а Давид – муж-диктатор, в то время как его жена Лена привыкла подчиняться и даже не может заставить супруга не заниматься делами во время отпуска. Впрочем, такова стартовая диспозиция. Чем глубже раскрываются характеры героев, чем сложнее переплетаются их отношения, тем менее однозначными становятся эти «ярлыки».
Сибилла (Michael Krummenacher, Германия-Италия, 7/10). У Сибиллы отличная семья: муж-компаньон по бизнесу и двое сыновей. Но однажды на отдыхе в Италии она встречает женщину примерно своих лет; та проходит мимо Сибиллы, не поздоровавшись, и через минуту бросается со скалы. Оправившись от шока, Сибилла обнаруживает множество параллелей в жизни самоубийцы с собственной судьбой. Чем больше она узнает о несчастной, тем быстрее рушится ее собственный мир. Муж раздражает, чужими и неуправляемыми становятся дети. И когда Сибилла (мы ведь помним, что может означать это имя) узнаёт, наконец, секрет незнакомки и понимает, какие изменения происходят с ней самой, «трансформация» становится необратимой и ведет к логичному итогу.
Chrieg (Simon Jaquemet, Швейцария, 7/10). Маттео – 15-летний эмо-бой, у него отец-деспот и мать, уделяющая все внимание новорожденному сыну. Желая «отомстить» родителям, он похищает маленького брата и убегает в лес. «Киднеппинг», однако, не удается, и в наказание отец отправляет Маттео на перевоспитание в «детский дом». Это хижина в горах, хозяин которой – специалист по трудным подросткам – считает, что физический труд и лишение привычной городской роскоши может сделать из них людей. Тут же – еще трое ровесников Маттео. Они-то и принимаются за воспитание новичка – тот сидит на цепи в собачьей конуре, пока не докажет, что его стоит принимать как равного. И Маттео-таки станет своим в этой компании, а окрепнув физически и морально, вернется в город, чтобы «наказать» отца.
14+ (Андрей Зайцев, Россия, 8/10). Очень-очень милый фильм про первую “любовь на районе”. Просто «Ромео и Джульетта» на фоне типовых многоэтажек. Впрочем, многоэтажки были и раньше (титры бесстыже отсылают нас к «Иронии судьбы»); «14+» - это «Ромео и Джульетта» «вконтакте». Даже скорее «Вестсайдская история», учитывая количество музыки. (Здесь не поют, но хиты начала 2000-х замещают многие моно- и диалоги). Да и сюжетно вражда между учениками двух школ роднит работу Андрея Зайцева скорее с бродвейским мюзиклом. Помните первые школьные дискотеки, и как парни и девчонки разбивались на робкие стайки, долго не решаясь пригласить?.. А сомнения, когда курсор замирает на кнопке «Добавить в друзья», и ты одергиваешь мышку, а потом снова наводишь и не нажимаешь?.. Всё это блестяще играет Глеб Калюжный (я не мог не взять у него интервью); Ульяна Васькович тоже молодец, но ей, кажется, всё же проще; любовь её героини – типично-девчачья, когда впечатлили-завоевали-покорили.
The Beat Beneath My Feet (Джон Уильямс, Великобритания, 7/10). Мой последний фильм Берлинале стал открытием - музыкальным. Знаете, какой вопрос задали исполнителю главной роли Нику Галицыну после того, как он поднялся на сцену?.. “Where can we find the songs?” Музыка и правда классная, она поднимает уровень этой, в общем, типичной истории о ботанике по виду и лузере по содержанию, который решает принять участие в школьном Евровидении – «Battle of the Bands». На тернистом пути к славе он встретит гуру (известный рокер, скрывающийся от налогов), подвергнется насмешкам антагониста-главной школьной «звезды» и, конечно, привлечет внимание его девушки. Такой light-вариант Back To The Future в той части, где события происходят в 50-х. Впрочем, даже без каких-то оригинальных сюжетных поворотов The Beat Beneath My Feet цепляет – обаянием героев (в том числе Люка Перри) и неплохим юмором.
P.S. На этом теперь уж точно всё. Спасибо, что читали мои разнокалиберные и путаные заметки. Из Берлина для вас вещал Александр ШУСТЕР.